Когда мы заходили в Казанский и Преображенский
соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских
блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят
группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это?
Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько
блаженных стариц. Их всем сердцем привечал батюшка
Серафим.
Блаженные – это особые
люди. Блаженность – очень трудно объяснить словами материалистически
настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а
приобретённое. В книжках пишут, что это – «один из труднейших подвигов
христианства», что юродивые это – «люди, которые представлялись как бы
лишёнными рассудка». Для чего? – Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь
иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова
обычные проходят мимо.
Но это не совсем
понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое
сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
>Блажённые – это
полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это
всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается,
когда мы просыпаемся – где мы – там или тут? Блажённые люди – находятся
больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность – всегда светлая. Там – они
очень близко видят Бога. Там – они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями.
Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они
ведут себя по- разному – играют в куклы, передразнивают, выясняются образно,
а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот
набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх,
презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил
нашей обыденной жизни. Они – светлые люди, они – взрослые дети. А вот мы,
обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой
реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.
Вот ещё одно интересное
понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый
– это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума – это,
может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь
притворство. Настоящее же юродство – отнюдь не притворство, не имитация
дурости, но – неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет
подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение
ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит
что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых
условностей».
И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные – это
удивлённые люди. Удивлённые Богом.
В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей,
захоронены блаженные – Пелагия (в центре), Параскева (справа),
Наталья (слева).
Блажённая
Пелагия
(Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884 г.) – «безумная
Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная
мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем,
родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов
наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей
шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева –
Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) – «третий
Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась
к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным
солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для
женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже
ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо.
Она пришла в Дивеево,
в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье,
который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым
настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая
любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала
всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только
блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему
всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика
и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда
блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда
он родится, поверишь».
Здесь на территории
монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём
размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья
(Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром
совета.
Как это ни странно звучит, в советское время на месте их захоронения стоял
…пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке
эти блаженные старицы – Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано
ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда
взявшихся блаженных старушек.
Там же в некрополе, но чуть подальше захоронены блаженная Мария и отец Владимир.
Блаженная Мария (Мария
Ивановна Федина, в монастыре прожила до 1931г.) – преемница Паши Саровской,
она получила от неё благословление. Обладала даром прозорливости с детства.
Скиталась, голодная, нищая. Никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, на
раздражительности или сетования на несправедливость. По её молитвам люди
исцелялись, её советы – помогали жить. Монастырь закрыли в 1927г., блаженную
старицу даже арестовывали, но потом всё же отпустили. Она предсказывала даже
в те тёмные времена возрождение монастыря.
Отец Владимир
(Владимир Шикин).
Мы удивились, увидев одну могилку всю в букетиках цветов, свечках и
записочках, которые были заложены даже за большой деревянный крест.
Оказалось, это иеромонах
Владимир, который отмаливал людские грехи. Брал их на себя.
В материальном мире, конечно, такое звучит странно, а в тонком – доступно и
понятно. Он забирал грехи людей к себе и потом отмаливал их перед Богом. Но
один грех – болезнь – отмолить не получилось, и она перешла на него.
Исцелённый человек уехал, а отец Владимир
ушёл в мир иной. Но к нему до сих пор приходят толпы людей, и просят, и
просят, и просят.
Помимо захоронений блаженных и монахинь на территории монастыря,
в самих церквях и обоих соборах находятся мощи святых блаженных в
деревянных раках. К ним тоже приходят люди.
Фото 1. Снимок сделан во время богослужения, происходившего
во время обретения мощей дивеевских блаженных стариц <Пелагеи и
Параскевы. Дивеево. Серафимо-Дивеевский
монастырь. 15 – 20 сентября 2004 года. На переднем плане гроб,
предназначенный для временного упокоения святых мощей блаженных
стариц.
Фото 2. Домик блаженной старицы Паши Саровской – в настоящее время
музей. Дивеево. Серафимо-Дивеевский
монастырь. 7 августа 2011 года.
Страница создана 03.06.2014. Последнее обновление 31.07.2021.
Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте
соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!