Когда мы заходили в Казанский и Преображенский соборы,
внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин,
а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным
бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается,
Дивеево
выбрали своим местом несколько блаженных стариц. Их всем сердцем
привечал батюшка Серафим.
Блаженные – это особые люди. Блаженность – очень трудно объяснить
словами материалистически настроенному человеку, потому что это не
врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это – «один
из труднейших подвигов христианства», что юродивые это – «люди, которые
представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? – Чтобы побороть
гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать
на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.
Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство
или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это
неправильное понимание.
Блажённые – это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем,
что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо
ощущается, когда мы просыпаемся – где мы – там или тут? Блажённые люди –
находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность – всегда светлая.
Там – они очень близко видят Бога. Там – они разговаривают с Богом, а не
с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят
правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному – играют в куклы,
передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать
и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает
и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет
никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они – светлые
люди, они – взрослые дети. А вот мы, обычные нормальные люди, имея и
трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые
слова, часто творим ужасные гадости.
Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент
на Руси стали считать, что юродивый – это умный человек, прикидывающий
дурачком. Смирение гордого ума – это, может, и очень большой подвиг,
но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же
юродство – отнюдь не притворство, не имитация дурости, но – неподдельная
дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто
впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться
в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое:
мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей».
И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные – это удивлённые
люди. Удивлённые Богом.
В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей,
захоронены блаженные – Пелагия (в центре), Параскева (справа),
Наталья (слева).
Блажённая
Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила
до 1884 г.) – «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник
света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных.
Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень
любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали
в Саров
(в 1828 году), Серафим
беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до
самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева – Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре
прожила до 1915г.) – «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба.
Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы
«воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом
ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически
недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники,
так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо.
Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша
в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы,
за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками
скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей
текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям,
ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали
Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии…
Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица
проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок
кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька»,
а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.).
Она также обладала даром совета.
Как это ни странно звучит, в советское время на месте их захоронения стоял
…пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке
эти блаженные старицы – Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано
ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда
взявшихся блаженных старушек.
Там же в некрополе, но чуть подальше захоронены блаженная Мария и отец Владимир.
Блаженная Мария (Мария Ивановна Федина, в монастыре прожила до 1931г.) –
преемница Паши Саровской, она получила от неё благословление. Обладала
даром прозорливости с детства. Скиталась, голодная, нищая. Никто не слышал
от неё ни жалобы, ни стона, на раздражительности или сетования на
несправедливость. По её молитвам люди исцелялись, её советы – помогали жить.
Монастырь закрыли в 1927г., блаженную старицу даже арестовывали, но потом
всё же отпустили. Она предсказывала даже в те тёмные времена возрождение
монастыря.
Отец Владимир (Владимир Шикин). Мы удивились, увидев
одну могилку всю в букетиках цветов, свечках и записочках, которые были
заложены даже за большой деревянный крест. Оказалось, это иеромонах
Владимир, который отмаливал людские грехи. Брал их на себя. В материальном
мире, конечно, такое звучит странно, а в тонком – доступно и понятно.
Он забирал грехи людей к себе и потом отмаливал их перед Богом. Но
один грех – болезнь – отмолить не получилось, и она перешла на него.
Исцелённый человек уехал, а отец Владимир ушёл в мир иной. Но
к нему до сих пор приходят толпы людей, и просят, и просят, и просят.
Помимо захоронений блаженных и монахинь на территории монастыря,
в самих церквях и обоих соборах находятся мощи святых блаженных в
деревянных раках. К ним тоже приходят люди.
Матушка
Александра (Агафия Семёновна Мельгунова). Основательница
Казанской общины в Дивеево, которая потом стараниями отца
Серафима объединилась с Мельничной общиной, а потом превратилась
в Серафимо-Дивеевский монастырь (О ней
писала выше. В самом Дивеево есть источник её имени,
на нём возведены бревенчатая часовня и купальня).
Елена
(Елена Васильевна Мантурова) – 26-летняя девушка, сестра духовного друга
отца Серафима, излечённого им Михаила Мантурова, помещика, на чьи
деньги были и построены церкви Рождества Христова и Рождества
Богородицы, «начальница Дивеевская на земле».
Фото 1. Снимок сделан во время богослужения,
происходившего во время обретения мощей дивеевских блаженных стариц
Пелагеи и Параскевы. Дивеево. Серафимо-Дивеевский монастырь. 15 –
20 сентября 2004 года. На переднем плане гроб, предназначенный для
временного упокоения святых мощей блаженных стариц.
Фото 2. Домик блаженной старицы Паши Саровской – в настоящее время
музей. Дивеево. Серафимо-Дивеевский монастырь. 7 августа 2011 года.
Страница создана 03.06.2014. Последнее обновление 28.06.2025.
Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте
соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!