Отрывок из книги Шекурова В.А., Шекуровой Н.А.
«Дивеево – духовный центр России». – Арзамас:
Арзамасская типография, 2006. – С. 201 – 204.
Кто не знает, что преп. Серафим Саровский
– чудотворец, то есть чудо творящий? Серафим Саровский – чудотворец.
Так мы обычно говорим. В нераздельной и неразделимой сущности, как бы
изначально предполагая и вкладывая именно тот смысл, что подобное
единение и слитность обусловлены, обоснованы самой природой.
Не потому ли, что чудо – это и есть сам Серафим, вся его земная жизнь, без остатка
отданная «стяжанию Духа мирна», служению Всевышнему:
«Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием
твоим пречудное имя Святыя Троицы»...
«Пречудность» как таковая, чудотворения Старца, его целительский,
пророческий дар и сегодня мало уже кем ставятся под сомнение. Даже в
самых закоренелых атеистических кругах. Или среди людей неверующих,
колеблющихся, сомневающихся. Уж слишком очевидно и наглядно проявление
«серафимовых» чудес!
Чудно, дивно само по себе то, что со времени после второго обретения святых мощей
Старца и их возвращения в Дивеево село заметно преобразилось. Из
обычного, затерявшегося в российской глубинке районного центра на юге
Нижегородской области стало за какие-то десять с небольшим лет мировой
святыней. И международным центром паломничества и туризма. Поневоле
удивляешься, когда в наши дни в разное время года и, особенно, по праздникам
видишь возле ограды Серафимо-Дивеевского монастыря шикарные
автобусы, джипы, иномарки, не говоря уже об отечественных автомобилях,
по бортовым номерам которых без труда можно определить, что они,
действительно, со всех концов света.
А разве не чудо, когда за оградой того же монастыря или на улицах Дивеева
встречаешь вдруг делегацию то ли приезжих, гостей, туристов, паломников или
просто одиноких прохожих, разговаривающих на разных наречиях и языках мира
сего? Разве не чудо – видеть и встречаться на Канавке, в храмах монастыря со
священниками, иерархами не только Русской Православной Церкви, но и с
представителями всевозможных вероисповеданий и конфессий? Стоит лишь задаться
целью, провести небольшое социологическое исследование или опрос, и вы
наглядно, «вживую» убедитесь в том, что в этом нет никакого преувеличения.
Странно другое! То, что мы уже начинаем, кажется, привыкать или основательно
привыкли к чудесам, окружающим нас. И то, что само по себе, без сомнения,
заслуживает внимания, а может быть, даже не имеет аналогов или подобных
примеров в современной истории, воспринимаем через призму этой
современности как нечто обычное и даже обыденное, по-житейски вполне
рядовое событие.
Что же мы – разучились удивляться? Или просто не видим, не замечаем, не
понимаем и не воспринимаем сути происходящих перемен? Осуетились,
«затмились» в «суете сует»?..
А между тем... Разве это не настоящее чудо, когда буквально в считанные
годы, а не за века и даже не за долгие десятилетия, как это наблюдалось в
недалеком прошлом, Серафимо-Дивеевский монастырь как обитель
Божия на земле возродилась, как феникс из пепла? Гордо и торжествующе
вознеслись к небу купола величественных храмов! А ведь помимо них, этих
святых обителей, надо еще было, начав с фундамента, возводить и укреплять
многочисленные церковные строения, всевозможные пристройки, мастерские и
т.п., что принято именовать сухо – монастырским хозяйством.
Добавьте к этому рассыпанные далеко окрест от Дивеева монастырские скиты
и таким же образом возрожденные и восстановленные церкви... Да мало ли что еще?..
Уже одно только это поражает воображение. Удивляет, восхищает! Вызывает
чувство гордости! Той самой, по которой истосковалось русское сердце. А для
иностранцев все происходящее вообще кажется чем-то мистическим,
нереальным, несоизмеримым с рамками их обыденных представлений. Чудеса,
да и только!.. Для них вся Россия, обновляющаяся и преображающаяся на глазах,
соткана из чудес. Кажется им какой-то загадкой, которую могут разгадать сами
русские. И никто более .
И в чем-то, наверное, они правы. Впечатляют и изумляют ведь не только и
столько дивеевские храмы, ухоженность монастырской территории и все
такое прочее. Но главным образом то, как это русским за такой короткий
срок удалось воздвигнуть из небытия и наилучшим образом обустроить
не только монастырские, церковные строения и постройки, но и возродить
саму церковность и воцерковленность как таковые. Сделать гигантский
скачок из атеистического прошлого в призрачное, но теперь уже вполне
осязаемое, ощутимое – воцерковленное, православное будущее – со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Как удалось, например, вдунуть жизнь,
одухотворить, оживить, наладить сам строй и молитвенное предназначение
сестринского, монашеского бытия и общежития в Дивеевской обители.
Да как же здесь обошлось или могло обойтись без батюшки-то Серафима!
Никак!..
А ведь и на самом деле – давайте еще и еще раз посмотрим на все происходящее
вокруг другими глазами или, как говорят, с другой колокольни. Ведь все это
по-иному и не назовешь, как чудом. И Дивеево – это поистине «диво дивное».
Как дивен во святых Своих Господь Бог. Как чудно, дивно и неисповедимо Его
Воскресение из мертвых. Как чуден и необъяснимо притягателен для всех нас,
современников, людей, живущих в XXI веке, образ этого «вселенского чуда» –
Серафима Саровского, всея России чудотворца. Который и поныне, в сей
день и час, продолжает творить настоящие чудеса, имя которым – Любовь,
Смирение, Кротость. Любовь непреходящая и нелицемерная. Любовь, не
имеющая национальных, расовых, языковых, межгосударственных и всех
прочих границ. Любовь всеобъемлющая и по-серафимовски светлая, прекрасная.
Да и само житие, земная жизнь и духовные подвиги «вечного странника» – Серафима Саровского
– это ведь тоже чудо из чудес. Их незримый свет, их непреходящее во временах
значение и благодатное воздействие, как благовест, как пасхальный звон
колокольный, благодатными волнами исходят из Дивеева и разносятся далеко окрест – через селения,
города, материки и океаны – в ту самую горнюю, заоблачную высь, которую
принято именовать Небесным Иерусалимом. И нас озаряют этим Божественным светом.
Будем же верить в чудеса! Но так, чтобы они не превращались в будни.
Не становились той самой обыденностью, обыкновенностью, «суетой сует»,
которые мешают видеть, зрить, слышать, обонять, понимать и принимать всем
сердцем, всей душой своею, всем разумением своим этот поистине
Божественный дар чудес.
Не привыкайте к чудесам! Веруйте, и откроется вам! И благодарите каждый
день и час Величайшего Творца этих чудес. Будучи и оставаясь сердцем на
святой дивеевской земле, несите с собой и передавайте другим тот негасимый
и чудотворящий свет серафимовой любви и кротости, который, как от
лучезарных лучей солнца, и по сей день благодатию Божией через Серафима
проистекает. И незримо передается каждому из нас. Нас согревает.
Нас очищает. Нам дарует милость. И Любовь! Разве же это не чудо?
Страница создана 22.07.2011. Последнее обновление 22.06.2025.
Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте
соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!